Свинг

Эпоха свинга (1934–1946 гг.) – одного из направлений джазовой музыки, наиболее широко используемого в практике больших оркестров – является важным моментом в истории джаза. Для профессиональных джазменов свинг – то чувство, без которого невозможно сыграть джаз. Достаточно вспомнить известную композицию Дюка Эллингтона (лидера одного из самых известных джазовых биг-бендов) «It don’t mean a thing, if it ain’t got that swing» («Все, что не имеет свинга – не имеет смысла»).
«Пионерами свинга» считаются ансамбли Поллака и Николса. Они первыми исполнили массу популярных композиций, ставших впоследствии джазовыми стандартами: «Дайана», «Чай вдвоём» и др. Также первопроходцами были оркестр композитора Айшема Джонса «Casa Loma Orchestra» (в нём начинал Вуди Герман), «Dorsey brothers orchestra», аранжировки для которого писал Гленн Миллер, и знаковый биг-бенд братьев Джимми и Томми Дорси (сделавшего популярным Френка Синатру).
Олицетворением эпохи свинга стал оркестр Бенни Гудмана, заслужившего титул короля данного стиля. Он нёс в своей музыке как признаки истинного джаза, так и элементы развлекательного характера. Оркестры, которыми руководил композитор и кларнетист Арти Шоу, можно назвать одними из самых первоклассных бэндов за всю историю джаза. Шоу великолепно удавалось исполнять и энергичные свинговые пьесы и лирико-романтические баллады. Стиль Шоу был более элегантен и элегичен, чем у его конкурента Бенни Гудмена, а оркестровую мелодику его составов отличали упругий свинговый бит и драйв. Именно с Шоу записали свои композиции» «All the things you are» и «Any оld time певицы Хелен Форрест и Билли Холидей.
Особое место среди плеяды белых биг-бэндов занимает оркестр Гленна Миллера. В числе легендарного ноу-хау Миллера – романтическое звучание («кристалл-хорус», в котором партии первого альт-саксофона были отданы кларнету). Темы миллеровского оркестра «In the mood», «Stairways to the stars», «Moonlight serenade» и мн.др. стали джазовой классикой. Помимо биг-бенда Эллингтона из чёрных оркестров эпохи свинга, следует выделить, прежде всего, оркестры Джимми Лансфорда, Каунта Бэйси и Чика Уэбба, а также шоу-бэнд певца Кэба Кэллоуэя, известного записью «Minnie the moocher», сделанной ещё в 1930 году. Оркестр Чика Уэба, самого популярного в 1930–35-х гг. в Гарлеме, требует особо упоминания, ибо именно в нём впервые зазвучала такая звезда, как Элла Фицжеральд.