Прогрессив
Термин «третье течение» («Third Stream») появился в конце 50-х гг. – начале 60-х гг. 20 века, обозначив появление чего-то абсолютно нового в мире джаза. «Первым» течением обозначили классическую, а, вернее сказать, академическую музыку, «вторым» – джаз, а слияние этих потоков и назвали «третьим течением». В послевоенные годы в джаз пришли музыканты нового склада мышления, более высокого уровня образованности и широкого кругозора. Среди американских джазменов нового типа появилось достаточное количество тех, кто обучился в консерватории и имел представление не только о мировой классике, но и о тенденциях зарождавшегося авангарда. Следует заметить, что среди них были не только белые, но и чернокожие музыканты.
Тогда же появился и другой термин «Progressive Jazz» – «прогрессивный джаз», в котором выражался несколько иной смысл, хотя внешне он относился к той же самой музыке. К прогрессив-джазу относятся те музыкальные композиции, которые менее подвержены влияниям мировой классики, и в них присутствует чисто авторский подход, или же материал построен на фактурах, заимствованных из авангардистской, политональной академической музыки, не успевшей еще стать «классикой». Главным шагом в этом направлении была пьеса «Artistry in rhythm», основанная на теме Мориса Равеля. В 1943 году её запись сделал оркестр Стэна Кентона. Правой рукой Стэна Кентона с 1945 г. был аранжировщик Пит Руголо, потом с ним работали Билл Руссо (автор различных пособий по джазу и неплохой тромбонист), Шорти Роджерс, Чико О’Фаррил, Билл Холмен и другие. Другими представителями «прогрессивного» джаза были оркестры Эрла Спенсера, Бойда Рэйберна, Джонни Ричардса. Таким образом, бэнд стиля «прогрессив» представлял собой большой оркестр с полной группой саксофонов, которая резко контрастировала по отношению к высоко звучащим трyбам и низким тромбонам. Это была саксофонная группа, играющая стаккато (исполнение отрывистых звуков), сильные соло медных инструментов и несколько тяжеловесный ритм.