Кул-джаз

Кул-джаз или т.н. «прохладный» – стиль современного джаза, возникший в конце 1940-х гг. Он возник благодаря некоторым негритянским джазменам-бопперам на основе достижений бопа, однако во многом не похож на него. В первую очередь, это проявилось в отступлении от хот-джазовых традиций, которым следовал боп. Кул-джаз отказывался от присущей бопу чрезмерной ритмической экспрессивности и подчеркнутой африканской специфики. Происхождение стиля кул принято связывать также с именем свингового саксофониста негритянского происхождения Лестера Янга. Он еще в 1930-х гг. разработал «холодную» манеру извлечения звуков (т.н. Lester sound) в противовес звуковому идеалу хот-джаза. Янг также впервые ввел в обиход сам термин «кул». К характерным чертам кула можно отнести: усиление интеллектуального начала, снижение роли офф-бита и драйва, спокойную манеру игры, возросшее значение композиции, аранжировки и гармонии, изысканность тембров, применение модуляционной техники, полифонизация фактуры, тенденция к сближению с композиторской (европейской академической) музыкой, использование элементов политональности, атональности. В подавляющем большинстве представители кул-джаза – это белые музыканты. Кул исполняется как в малых ансамблях (комбо), так и в больших оркестрах, в состав которых нередко включаются инструменты симфонического оркестра совсем не характерные для джаза. Влияние кула сказалось на формировании иных современных джазовых стилей, особенно джаза Западного побережья и «третьего течения».
Наиболее знаменитые представители кул-джаза: пианисты Билл Эванс, Лени Тристано и Дэйв Брубек, саксофонисты Джорж Ширинг, Пол Дезмонд и Стэн Гетц, трубачи Чет Бейкер,«Шорти» Роджерс и Майлс Дэвис.