Модальный джаз
Он же «интеллектуальный», он же «ладовый». Это течение возникло в 60-х гг. 20-го века в противовес активно развивающемуся хард-бопу с его нестандартностью, сложностью и жёсткостью. В основе данного типа джаза лежит ладовый принцип организации музыки, т.е. музыкант импровизирует на определённых ладовых звукорядах как европейских, так и неевропейских. Именно поэтому в модальном джазе сложился особый вид импровизации: благоприятные условия для развития техники исполнители ищут в подчеркивании особенностей лада, в полиладовых наложениях, а не в смене аккордов. Модальность такого типа позволяет связывать много мелодических, гармонических элементов в единое целое и одновременно расчленять целое на разделы, органично связанные между со6ой. Особым предпочтением в модальном джазе пользуется система из девяти хроматических вариантов лидийского лада. Этот способ предназначен, в основном, для использования в практике блюзовой импровизации (т. н. «лидийская концепция тональной организации»). Эту концепцию разработал в 1953 г. пианист Джордж Рассел.
В данном направлении джаза отличились такие выдающиеся музыканты, как пианист Телониус Монк, трубачи Дон Черри и Майлс Дэвис, тенор-саксофонист Джон Колтрейн.