Хард-боп

Хард-боп – джазовый стиль, который возникает под влиянием бибопа и кул-джаза. Этот вид джаза вобрал в себя элементы блюза, соула, церковной музыки (госпел). Хард-боп достиг апогея своей популярности в 1950–60-е гг. Прежде всего, этот период в джазе ассоциируется с Майлзом Дэвисом, Артом Блэки, Сонни Роллинзом, Джоном Колтрейном и Чарльзом Мингусом. Впоследствии приверженцы бибопа и хард-бопа добавили в него ещё немного от модального джаза, в котором гармоничность структуры отдельных частей стала максимально свободной, этот момент обычно проявлялся только при аккордной игре на фортепьяно (в том числе и низких тонов). Именно в этот джазовый период музыканты получили возможность импровизировать с разными ладами гаммы. Практически одновременно с укреплением прохладного джаза на Западном побережье, джазовые музыканты из Нью-Йорка, Детройта и Филадельфии стали разрабатывать тяжёлые вариации старой формы бибопа. Эти импровизации и получили название хард-боп, или твёрдый бибоп. Сильно напоминая стандартный бибоп в его агрессивной манере и технических требованиях, хард-боп 50–60 гг. меньше основывался на стандартных песенных формах и уделял массу внимания блюзовым элементам и ритмическому драйву. Впечатляющее соло и мастерство импровизации вместе с удивительной гармонией являлись важными свойствами для исполнителей, которые играли на духовых инструментах. В ритмической секции более заметным стало участие фортепиано и барабанов, а бас обрёл более текучее, фанковое чувство.
В 1955 году барабанщик Арт Блэйки и пианист Хорас Сильвер сформировали ансамбль The Jazz Messengers («Посланники Джаза»), который стал наиболее влиятельной группой, игравшей в стиле хард-боп. Этот постоянно развивавшийся септет, который успешно функционировал вплоть до 1980-х гг., воспитал многих исполнителей жанра: саксофонистов Хэнка Мобли, Уэйна Шортера, Джонни Гриффина и Брэнфорда Марсалиса, трубачей Дональда Бёрда, Вуди Шоу, Уинтона Марсалиса и Ли Моргана. Один из самых известных джазовых хитов всех времён «The Sidewinder» («Удар сбоку») Ли Моргана 1963, был определенно исполнен в танцевальном стиле твёрдого бибопа.